Артисты без самокритики и нужна ли она в нынешних реалиях кино и шоу-бизнеса

Важна ли самокритика для современного артиста? Почему многие исполнители поют мимо нот, сочиняют бездарные тексты, но выдают себя за великих мастеров сцены? И почему некоторые, которые играют весьма посредственно, но ведут себя, как гении и требуют соответствующего к себе отношения? Очень интересная тема и я предлагаю поговорить и обменяться мнениями.

Максим Матвеев, о нём чуть ниже

Дорогие читатели, я задумался на эту тему после двух событий. Первое со мной произошло на съёмках, а второе — я, наконец-то, посмотрел «Союз спасения», до которого всё не доходили руки. И после этих событий, о которых я сейчас расскажу, я серьёзно начал думать, что в современных реалиях самокритика может даже навредить артисту. Мне очень важно ваше мнение по этому вопросу и я буду ждать его в комментариях.

Наверняка, вы замечали, что сейчас культура и шоу-бизнес очень быстро эволюционируют. То, что ещё недавно воспринималось, как пошлость и скабрёзность, сегодня становится нормой. Современные «звёзды» не блещут интеллектом, не несут культуру в массы и не думают о своём зрителе. Популярность сильно зависит от трендов и если им не следовать, то можно быстро вылететь из обоймы. А тренды эти всё больше меня расстраивают. Ну а актёры театра и кино тоже, к сожалению, становятся частью этой «элиты шоу-бизнеса», где главное — это тренд и сиюминутный хайп. Кино и театр всё больше видоизменяются и скоро, как я думаю, классический русский психологический и драматический театр станет вымирающим видом. На повестке «модные» и «новаторские» постановки на острые темы, выполненные с всепоглощающим символизмом, где актёрские работы уходят на самый дальний план. Меня очень печалит, что в нынешнем театре и кино уже мало кто стремится сделать сильную драму или поставить так, чтобы зритель получал удовольствие. Главные цели сейчас — это удивить и загадать зрителю загадку (показать не пойми что и пусть он сам додумывает что это было).

Роман Курцын. Несколько раз говорил в интервью, что сам считает себя отличным актёром. Это нормально, как думаете?

И именно из-за таких вот трендов, как мне думается, у нынешних артистов уходит такое понятие, как самокритика. Нам её прививают в театральных вузах мастера, а потом мы попадаем к режиссёрам — новаторам, которые заставляют нас играть, ходя по кругу и говоря, как пищащие роботы, в раздетом виде. И в таких ситуациях очень сложно здраво оценить свою игру. Бывает, что ты уверен в том, что делаешь полную чушь, ничего не играешь, а кривляешься, повторяя странные задачи режиссёра, а критики называют спектакль гениальным, он получает международные награды. И в голове полный диссонанс. А чем больше актёры играют в этих «модных» постановках, тем сильнее стираются их понятия об искусстве и теряется всякая самокритика.

Я снимался в сериале совсем недавно, жутко волновался, потому как была очень сложная сцена. Нужно было играть огромную палитру эмоций и буквально выдать в кадре истерику. А на площадке мы сняли сцену с первого дубля. Я даже не понял, что мы уже работаем вчистую, думал ещё репетируем и выдал эмоции на минимальном включении. Но режиссёр сказал, что всё было супер. Я поймал себя на мысли, что я молодец, раз сыграл то, что нужно и сразу, но когда увидел снятую сцену на плейбэке, то мне стало грустно. Это обыкновенная халтура и желание снять по-быстрому. Но ведь я на несколько минут был уверен, что сыграл хорошо. А представьте сколько артистов выдаёт халтуру, а их за это хвалят! Так любая самокритика пропадёт, даже у очень хорошего артиста.

Ольга Бузова в спектакле «Чудесный грузин» на сцене Мхата им. Горького

А если побывать на актёрских мероприятиях или фестивалях, где, почему-то, часто царит лицемерие, то самокритику можно хоронить. Не принято на таких «тусовках» говорить правду, что роль у артиста не вышла, что фильм средний и, что, мол, переиграл на три зарплаты. Там все друг друга хвалят и создаётся впечатление, что вокруг одни гении. И после таких похвал так сильно взлетает самооценка, что даже получив реальную и конструктивную критику, многие артисты уверены, что этот критик просто не дорос до их гения. А самое интересное, что артисты с самокритикой, которые реально хотят сделать хорошо, долго и мучительно работают над ролями и не позволяют режиссёрам халтурить, требуют снять ещё дубли, часто слывут в киномире скандалистами и теми, с кем сложно работать. И ведь режиссёр «Физрука» на полном серьёзе рассказывает как ему сложно было работать с Виктором Сухоруковым. Мол, актёр постоянно мешал процессу, предлагал кучу разных идей, ему не нравилось то, что получалось и он требовал переснимать одну сцену по десять раз. А может быть так и нужно работать? Да нет, конечно! Лучше снять всё с первого раза, а зритель и так всё «скушает» (сарказм)

Да и в мире эстрады сейчас, чем наглее артист лезет на верха, даже при отсутствии таланта, тем больше у него шансов на успех. Если бы у Ольги Бузовой была самокритика и она спросила бы себя — «А зачем я пою, если не умею?» или — «А зачем я выхожу на сцену Мхата без каких-либо навыков?», то она бы не возглавляла рейтинг самых успешных артистов. И, порой, когда я смотрю на актёров или других исполнителей, которые лезут во все утюги и сами себя нахваливают, мне думается, что самокритика совсем исчезла с радаров, как институт.

Дмитрий Нагиев и Виктор Сухоруков на съёмках сериала «Физрук»

А когда я посмотрел «Союз спасения», я искренне ужаснулся от этого фильма, его сценария и актёрских работ. Настолько куцый и рваный фильм, где главные герои невнятные, без адекватной мотивации и являются жалкими пародиями на своих исторических оригиналов. И, по совету своих друзей, сразу после просмотра фильма я посмотрел документалку Первого канала о съёмках и подготовке этого «масштабного полотна». Друзья не соврали, это действительно жутко смешно! Как Эрнст, съёмочная группа и почти все артисты нахваливают это кино, хвалят друг друга и буквально клянутся, что это лучшее кинособытие последних лет. А как Максим Матвеев бьёт себя в грудь и с видом знатока говорит, что это самый исторически точный художественный проект нашего кинематографа. Как он поёт дифирамбы всем артистам и самому себе и, что самое главное, остальные артисты с ним согласны и тоже называют друг друга гениями и талантами.

Кадр из фильма «Союз спасения»

А они сами фильм видели? Видели в кого они превратили декабристов и как они говорят текст, что ни слова не разобрать? Видели как силён наигрыш в их работах и как смешно смотреть на их кривляния? Ну должна же быть хоть малейшая самокритика. Или не должна? Вот этот вопрос меня очень сильно волнует. Неужели так сейчас и нужно? И не заведёт ли такое поведение артистов нашу культуру куда-то не туда? Напишите, пожалуйста, в комментариях ваше мнение на этот счёт! Напишите как вам «Союз спасения», если вы его смотрели. А я собираюсь глянуть обзор на него от BadComedian, говорят, что не пожалею.