Опубликовано Оставить комментарий

Бросил ради Поргиной. Любовь и трагедия кинокрасавицы Светланы Савёловой

РИА Новости / Георгий Тер-Ованесов; Андрей Стенин

В разгар хрущёвской «оттепели» миллионы кинозрителей были влюблены в «советскую Брижит Бардо» – очень женственную, светлую и очаровательную актрису Светлану Савёлову. Как и культовая француженка, она была светловолосой, с лучезарной улыбкой, миниатюрной, но при этом фигуристой, обезоруживающе невинной и в то же время магнетически притягательной.

«Многих молодых людей сражала своей внешностью насмерть», — вспоминает о ней сокурсник по Щукинскому училищу, народный артист Валентин Смирнитский.

Светлана Савёлова в фильме «Зелёный огонёк» (1964) / kino-teatr.ru

Но судьба красавицы оказалась трагической: сплошное невезение в любви, сломанная карьера и загубленная жизнь с ужасным финалом в 57 лет.

Зажглась в 18, погасла в 26

А начиналось всё как в сказке. Юная крымчанка и не мечтала о кино, но в 18 лет проснулась знаменитой, совершенно случайно попав в романтическую картину 1960 года «Прощайте, голуби», которую в кинотеатрах засматривали до дыр.

«Идеальную девушку» на роль медсестры Тани Булатовой режиссёр увидел за прилавком рядовой аптеки Севастополя, куда заглянул только потому, что у него разболелась голова. Вчерашняя школьница Светлана, абсолютно неискушённая, простая девчонка, оказалась в его глазах лучше, чем все студентки театральных вузов, которых он пересмотрел на пробах, и все 18-летние москвички, которые откликнулись на объявление о поиске подходящего типажа в газете.

Савёлова «победила» даже 19-летнюю Светлану Светличную, которую вроде бы уже были готовы утвердить.

Кадр фильма «Прощайте, голуби» (1960) / Телеканал «Россия-Культура»

После этого на десятилетие Светлана Савёлова стала одной из самых обожаемых актрис страны. С неё списывали моду: если вслед за Бардо женщины мира носили причёску «Бабетта», то после «Голубей» самым писком на просторах СССР считалась коса «как у Савёловой» – заплетённая сбоку и струящаяся по груди.

На волне бешеного успеха Светлана отучилась в Щукинском, где её сокурсниками были такие сегодняшние мэтры, как Александр Калягин и Валентин Смирнитский. Но тогда, в первой половине 60-х, именно она была единственной знаменитостью на курсе.

Кадр фильма «Слуша-ай!..» (1963) / kino-teatr.ru

Казалось, что весь мир будет у ног «русской Бардо». Но вышло как-то странно.

Она вроде бы постоянно была занята в кино и театре (а Савёлова практически всю жизнь служила в «Ленкоме», сначала при Анатолии Эфросе, потом при Марке Захарове). Однако героини ей доставались однотипные, а фильмы были проходными.

Светлана Савёлова в 1965 году. РИА Новости / Георгий Тер-Ованесов

В 1968 году киношники совершили, как бы сейчас сказали, «подставу» – пригласили Савёлову и её партнёра по успешному дебютному фильму Алексея Локтева в фильм «По Руси» с заведомо слабым сценарием. Они думали вытянуть картину на популярности этой актёрской пары, но в итоге «потопили» и фильм, и народных любимцев.

К тому же ушла романтическая эпоха «оттепели», и в кино стали нужны другие лица и другие типажи. В 26 лет одна из первых кинокрасавиц 60-х оказалась невостребованной.

Кадр фильма «День солнца и дождя» (1967) / kino-teatr.ru

По злой иронии, концом короткой кинокарьеры Светланы Савёловой стал её самый звёздный фильм – комедия «Семь стариков и одна девушка».

После его успеха актриса была окрылена надеждой на новый взлёт и долгожданные разноплановые роли. Но её больше никуда не приглашали, и с тех пор она не снималась даже в эпизодах.

Кадр фильма «Семь стариков и одна девушка» (1968) / Телеканал «Россия-Культура»

Отняли любовь, забрали роль

У совсем ещё молодой Савёловой оставался театр. Одно время она слыла главной звездой «Ленкома» наряду с Александром Збруевым и Николаем Караченцовым.

С Караченцовым, который был на два года моложе, у Светланы был красивый роман. «У окружающих было такое впечатление, что Савёлова и Караченцов родились и выросли вместе, настолько гармонично смотрелись рядом», — рассказывала известному журналисту Борису Кудрявову её школьная подруга Анастасия Варганова.

Но отношения неожиданно и болезненно закончились, когда в театре появилась актриса Людмила Поргина, которая сразу же положила на Караченцова глаз.

Караченцов и Савёлова в спектакле «Конец Хитрова рынка», 70-е годы / Фото из мемуаров Караченцова «Корабль плывёт»

В 1975 году Караченцов женился на Поргиной. И в том же году худрук Марк Захаров включил Савёлову в свою постановку чеховского «Иванова», а потом внезапно снял с роли. Спустя годы Поргина, игравшая в спектакле одну из главных женских ролей, сокрушалась в документальной ленте о Савёловой: «Это как раз был период, когда она выпивать начала, наверно… И её сняли с этой роли, что было очень обидно, потому что она так ярко репетировала!».

Сам Захаров так объяснял своё решение: «Она была такого “девчонистого” плана, а в “Иванове” нужна была женщина, которая обольстит главного героя» (имеется в виду роль молодой любовницы Саши, на которую в итоге были назначены Татьяна Дербенёва и Татьяна Догилева).

Но ранее он, наоборот, рассуждал о том, что кинорежиссёры перестали приглашать Савёлову, потому что она перестала быть прежней «девчонкой»: «Если ты не поддерживаешь себя в том качестве, в котором ты был в начале, не остался девчонкой такой, чертёнком, – теряется интерес, к сожалению».

Марк Захаров, Людмила Поргина в д/ф «Простите, голуби… История двух одиночеств» / Телеканал «История»

Нашли на третий день

Забвение в кино и неудачи в личной жизни действительно привели Светлану Савёлову к серьёзной алкогольной зависимости. Говорят, что её «споил» актёр Сергей Милованов, с которым у неё были отношения после Караченцова. Так или иначе, она стала нарушать жёсткую захаровскую дисциплину, могла пропускать репетиции. Худрук уверяет, что пытался с ней поговорить: «Была беседа психотерапевтическая. Насколько она была действенна или нет, знает Бог».

Вопреки своим лучезарным киноролям, Светлана была в жизни замкнутым человеком, прятала эмоции и мало с кем была близка. Вероятно, поэтому практически никто в театре не вникал в то, что с ней происходит. И никого не было рядом, когда ей становилось всё хуже.

46-летняя Савёлова (справа – с Инной Чуриковой) в фильме-спектакле «Три девушки в голубом» (1988) / kino-teatr.ru

Савёлову не уволили, но никто и не помог. Её мизерной зарплаты в театре хватало только на еду. Последним спектаклем, в котором она участвовала, был «Мудрец» 1989 года: актриса просто выходила в молчаливой массовке. Под конец её видели только в день зарплаты, и то не всегда – иногда за её деньгами приходил сожитель.

Однажды она рассказала, что её сбила машина. После этой то ли аварии, то ли бытовой драмы зависимость только обострилась.

«Русская Бардо» умерла в 57 лет (30 января 1999 года) в полном одиночестве. Её обнаружили в квартире только на третий день, причину так и не выяснили. (Впрочем, по данным «Экспресс газеты», которая ссылается на бывшего администратора «Ленкома», в документе о смерти была указана «острая алкогольная интоксикация с поражением печени»).

По словам Поргиной, одежда Светланы была настолько ветхой, что пришлось похоронить её в сценическом платье. Урна с прахом Савёловой находится в колумбарии Николо-Архангельского кладбища. На прощании присутствовали только работники театра. Бывший администратор «Ленкома» утверждает, что Караченцов «рыдал в голос».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.