Опубликовано Оставить комментарий

«Как молоды мы были». Что в этой песне не нравилось Александру Градскому?

Песня «Как молоды мы были» впервые прозвучала в 1976 году, хотя написана была раньше, поэтому можно считать, что в этом году она «отмечает» 45-летний юбилей. Композиция предназначалась для фильма «Моя любовь на третьем курсе». Но мало кто знает, что изначально Александра Пахмутова и Николай Добронравов писали её для женского вокала, и эту песню вполне могла исполнить Елена Камбурова.

Как вспоминала Александра Николаевна, обратить внимание на молодого рок-певца ей посоветовал звукорежиссёр Виктор Бабушкин, который его хорошо знал. При первой встрече с Градским он не произвёл на неё особого впечатления, кроме того показался ей заносчивым и немного нагловатым. Но вот вокальный талант молодого человека она оценила сразу. Поэтому и решила показать ему эту композицию.

Александр Градский в 1970-х годах

Судьбоносная встреча Градского и Пахмутовой состоялась на «Мосфильме» в 1976 году. Александра Николаевна села за фортепиано и наиграла певцу мелодию композиции. Потом Градский попросил партитуру этой песни. Ему было очень важно, какие инструменты должны быть использованы в музыке, и как именно песня должна исполняться. Посмотрев партитуру, Градский сказал, что ему такой вариант категорически не нравится. По его мнению, мощная оркестровая аранжировка никак не соответствовала этой песне, а тихое и спокойное исполнение текста не отражало его глубокий смысл.

Одна из немногих старых фотографий Александра Градского и Александры Пахмутовой

Предложение певца состояло в том, чтобы третий куплет исполнять на октаву выше. В песне должна быть кульминация, сильные эмоции, какой-то взрыв, истерика, ведь она по сути даёт некую оценку всей прожитой жизни, она об ушедшей юности, которая «всё-же бессмертна», о тех временах, когда ещё молодым людям весь мир виделся совсем по- другому, нежели в зрелом возрасте. «Несмотря на то, что я ещё был 26-летним парнем, я очень хорошо понял смысл этой песни и уже тогда знал, как его правильно передать» — рассказывал Александр Борисович.

Александра Николаевна была не против, но побоялась, что молодой вокалист, просто не сможет взять такие высокие ноты, на что Градский ответил, что уже давно поёт верхними регистрами, и для него это не будет проблемой. Когда песня была записана с «высоким» третьим куплетом, она тут же получила недостающие ей напряжение и нерв.

Маэстро говорил, что это одна из тех песен, которые должны исполняться у костра. Для данного фильма Пахмутова хотела написать две композиции, одну — костровую, а другую более серьёзную, в которой описывалась работа стройотрядов. В итоге, в картину вошла только костровая песня. Была записана аранжировка с жёстким третьим куплетом. Но авторы песни во-многом должны благодарить Виктора Бабушкина, который знал, как правильно свести и записать хит.

Но для этого тоже пришлось поработать. Александра Николаевна просто выбила разрешение у председателя Государственного комитета по радио и телевещанию Сергея Лапина, на то, чтобы Градский исполнил эту композицию. В итоге в фильме песня прозвучала в исполнении Александра Борисовича, а потом на долгие годы стала его визитной карточкой. С этой композицией он выступал также на фестивале «Песня года 77», но запись не сохранилась.

Тем не менее, Александр Борисович эту песню недолюбливал и на своих концертах старался не петь. Он считал себя рокером, а его считали основоположником рока. «Как молоды мы были» никак не вязалась с тем, что пел тогда Градский, например, с группой «Скоморохи». Он сам говорил, что эту песню стилистически сложно было поставить в концерт, потому что она слишком бы выбивалась из общего строя, «была бы на отшибе». Но рок-музыка в советские времена была далеко не в фаворе, Градского по телевидению практически не показывали, кроме исполнения им песни «Как молоды мы были», вот это маэстро и раздражало. Ему было очень обидно, что поколение людей, родившихся в 80-е и 90-е годы, знали его только по одной песне, и даже понятия не имели, какой огромный вклад он внёс в становление советской рок-музыки.

Александр Градский вместе с группой «Скоморохи» в начале семидесятых годов.

Эту песню помимо Александра Борисовича, впоследствии исполняли очень многие певцы: Лариса Долина, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Тамара Гвердцители, Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский, Николай Караченцов, Дмитрий Певцов и даже группа «Ария». Всего к этому шедевру «притрагивались» более сотни вокалистов. Четыре раза она звучала в «Голосе». В финале четвёртого сезона Александр Борисович пел её вместе со своим подопечным Михаилом Озеровым. Но именно в исполнении мэтра, песня стала по-настоящему культовой, легендарной и народной. Я хочу загрузить версию этого хита с творческого вечера Александры Пахмутовой в 1988 году, который прошёл в Колонном зале Дома Союзов. Давайте насладимся этим невероятным, божественным голосом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *