Опубликовано Оставить комментарий

Мировая экономика уже не восстановится, через 20 лет личные автомобили станут предметом роскоши…

В интересное время мы живём, в великую эпоху перемен, кризисов и большой перестройки экономики.

То, что ещё буквально 20 лет назад казалось немыслимой насмешкой, сегодня стало реальностью: энергетический кризис, пандемия, дефицит электроники и т.п.

Рынок порешал с ценами на газ так, что их теперь невозможно прогнозировать во всём мире. График цен газа в Европе.

Мировая экономика начала задыхаться, когда достигла пика своего развития в виде предела физического мира, ограниченного нашей планетой и её ресурсами.

Расширяться дальше уже некуда, новых масштабных залежей легкодобываемых ресурсов не обнаружено.

Это в самом прямом смысле ограничивает технический прогресс человечества.

Например, ещё 10 лет назад разработаны солнечные фотоэлементы нового поколения (GIGS, CdTe-based), которые в 5 раз эффективнее тех, что используются сегодня. Но их массовое производство сегодня осложняется отсутствием в земной коре необходимого количества Индия и Теллура.

Выдержка из европейского исследования «Energy intensities, EROIs, and energy payback times of electricity generating power plants».

Ресурсообеспеченность нашей планеты постепенно падает, вследствие чего уменьшается экономическая мощность.

Современный подход нашего общества к перепроизводству и перепотреблению только ускоряет необратимый финал такого исхода.

  • Ежегодно во всём мире производится на 1,3 млрд тонн продуктов питания больше, чем необходимо для использования. Немалая часть пригодных к употреблению продуктов попросту выбрасываются и уничтожаются, при этом в мире более 250 миллионов человек чрезвычайно сильно голодают, а ещё минимум 500 миллионов испытывает острую нехватку еды.
  • Каждый день примерно 200 000 тонн произведённой, но невостребованной, одежды выбрасывается, а брендовые вещи — сжигаются.
  • На протяжении последних 20 лет производилось на 2 миллиона автомобилей больше, чем фактически продавалось на мировых рынках.

Такими пейзажами уже никого не удивишь. А в Объединенных Арабских Эмиратах есть стоянки с тысячами очень дорогих автомобилей, которые были разбиты и брошены владельцами. Ведь всегда было можно пойти и купить новенькую машину.

Одни эксперты называют этот феномен «парадоксом кризиса перепроизводства», другие – «нищетой от изобилия».

Однако никакого парадокса в этом нет. Это закономерное развитие капиталистической экономики, конкуренции и законов свободного рынка, для которых каждый день требуется больше ресурсов, чем накануне. Иначе не будет роста прибыли.

А без роста прибыли любая современная компания обречена на банкротство.

И это было так до недавнего времени, а точнее — до мирового финансового кризиса 2008 года.

Преодолеть кризис 2008 года было невозможно по определению, так как он является закономерной эволюцией современной экономической модели, на которой и строилось развитие всего человечества.

Мы попросту упёрлись в границы нашего мира, и для продолжения прежнего развития нужно выходить из границ нашей планеты и экономически осваивать другие небесные тела. Но сегодня это невозможно.

Зачем Трампу добывать ресурсы в космосе? Ведь даже таких технологий ещё нет. Или они уже дошли до крайности? В США когда-либо принимали подобные законопроекты ради шутки? А тут без шуток США в одностороннем порядке делают всё, чтобы юридически присвоить себе ресурсы всей Вселенной.

Так как дальше развиваться прежняя экономическая модель больше не может, её нужно менять, пока на планете ещё остались разведанные и относительно легкодобываемые ресурсы.

Первое, что нужно сделать, – избавиться от лишних денег в реальном секторе экономики, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию ресурсной базы.

Делается это через повышение инфляции и надувание финансовых пузырей. Далее потребуется уход с рынка физических вещей в рынок услуг.

Сегодня мы наблюдаем это у всех мировых корпораций: например, компания «Эппл» развивает экосистему, построенную теперь на модели подписки и оказания именно услуг. Именно такие распиаренные компании идеально подходят на роль финансовых пузырей, куда люди сами несут свои сбережения, покупая акции этих компаний. Неплохо на этом фоне смотрятся и криптовалюты, которые задумывались как альтернатива финансовой системе, но прекрасно подходят на роль финансовой «чёрной дыры».

Финансовый (экономический) пузырь — это ситуация на рынке, когда цена какого-либо актива сильно превышает его реальную стоимость из-за спекулятивного спроса. Компания «Тесла» — ярчайшим этому пример: 1. Рыночная капитализация; 2. Стоимость автопроизводителей (корпоративные ценности); 3. Продажи автомобилей; 4. Капитальные затраты.

Но тут важно учитывать то, что автомобили компании «Тесла» являются дефицитным товаром с постоянным высоким спросом, то есть явно не удовлетворяющим потребности рынка. Ценность такого дефицитного товара всегда растёт, это и привлекает инвесторов.

Но сжигание лишних денег в экономике главную проблему не решает, нужно максимально уменьшить потребление новых ресурсов на душу населения.

Но вот задача: как объяснить эту проблему обычному человеку и заставить его отказаться от прежнего образа жизни, да ещё сделать так, чтобы он сам этого захотел?

Можно сколько угодно удивляться действиям западного мира, но там отнюдь не дураки сидят.

Концепция глобального мирового энергоперехода в перспективе решает задачу ограничения мирового ресурсного потребления. Всё проходит под лозунгом борьбы с глобальным потеплением.

На самом деле глобальное потепление тут вообще ни при чём. Это лишь предлог — пугалка, которая объединяет сотни миллионов людей, верящих, что они смогут остановить процессы планетарного масштаба (энергетические процессы, которые примерно в 9500 раз превосходят сегодняшние потребности человечества в энергии).

Энергию предполагается не добывать, как сегодня, а производить.

Например, та же принятая уже половиной мира концепция водородной энергетики предполагает использование водорода в качестве энергоносителя – переносчика энергии из места его производства к месту его потребления. Так как залежей свободного водорода нет, значит нужно затрачивать энергию и ресурсы на его производство, причём впоследствии от использования этого водорода мы неизбежно получим энергии меньше, чем мы затратили на его производство.

Затратили на производство 1 кг водорода 55 кВт энергии, а получили (в лучшем случае) — 30 кВт энергии. За экологию нужно страдать!

Это кардинально отличается от ситуации с использованием ископаемого топлива, когда на добычу газа затрачивается в 30 раз меньше энергии, чем он нам даёт при использовании.

Подобные энергетические ограничения, накладываемые на экономику новым глобальным энергопереходом, на физическом уровне ограничивают добычу новых ресурсов.

Больше нельзя будет добывать чуточку лишнего, или выбрасывать уже произведённый продукт. Энергопоток на душу населения будет строго ограничен возможностями производства энергии человечеством, а не возможностями его добычи, как это было ранее.

То есть взять и резко увеличить выход энергии будет физически невозможно. Для этого нужно строить новые электростанции, новую инфраструктуру, которая тоже требует затрат энергии и ресурсов. Это вам не нефть с газом, увеличить добычу которых можно за пару недель.

Это элегантное решение проблемы мирового капиталистического кризиса, при котором экономика остаётся рыночной, то есть законы свободного рынка будут работать как и прежде, просто энергоёмкость всей системы будет ограничена внутренним её спросом, и увеличится только при реальной нужде общества.

Для увеличения энергопотока на душу населения нужно временно уменьшить потребление энергии, товаров и услуг, используя высвободившиеся ресурсы для строительства новых энергетических, производственных и перерабатывающих мощностей.

То есть для увеличения количества добываемых ресурсов и количества генерируемой энергии нужно будет сначала ужаться в своих потребностях. Описать это можно так: один шаг назад, и только затем два шага вперёд.

Только при таком подходе будет самообеспечиваться рациональное потребление энергии и ресурсов.

При текущем состоянии экономики делается упор на постоянно увеличивающуюся добычу лития, магния, меди и других полезных ископаемых, которые нужно успеть добыть, пока в мире ещё есть избыток дешёвой энергии, которую нам дают углеводороды.

Буквально к 2050 году активная добыча того же лития будет невозможна в силу дефицита энергии. Но уже добытые объёмы, а также освоенные технологии переработки аккумуляторных батарей, позволят нам заменить примерно 25-30% мирового объёма автотранспорта на электрический.

Да, при таком подходе будет дефицит автомобилей, как и энергии, требуемой для их зарядки, но это полностью решит проблему перепроизводства автотранспорта. Каждый произведённый автомобиль будет на 100% востребован, каждая вышедшая из строя аккумуляторная батарея будет отправлена в переработку, как источник дефицитного ресурса.

К 2040 году доминирующей станет подписочная модель владения автотранспортом, когда один автомобиль будет обслуживать интересы десятков людей.

Подобные меры и технологии уже успешно отрабатываются по всему миру: каршэринг, подписка на авто и т.п. процесс отлучения владельцев от личного автомобиля начат.

Купить в личное пользование автомобиль через 20-30 лет смогут только очень состоятельные люди, автомобиль станет предметом роскоши и статуса.

Это довольно очевидная вещь при глубоком анализе ситуации. Именно поэтому сейчас идёт реальная битва автопроизводителей за место под солнцем. Ведь кто быстрее накопит соответствующие компетенции в электромобилестроении и соответствующие производственные мощности, тот и будет лидером в автоиндустрии в ближайшие 100 лет.

Новый экономический уклад – мера вынужденная. Как только будет реализована концепция управляемого термоядерного синтеза, либо технология замкнутого ядерного топливного цикла, и налажена экономически выгодная добыча природных минералов и ископаемых за пределами Земли, мир снова вернётся к гиперпотреблению. Такова наша природа, мы всегда хотим достигать большего меньшими усилиями, и желательно — как можно быстрее.

Роль нефтедобывающих стран в этом энергопереходе очень велика. Например, для России, если исходить из наших внутренних документов (таких как концепция развития энергетики, в том числе и водородной), отводится очень важная роль – обеспечение четверти энергетических потребностей всего мира, а также обеспечение стабильности самых важных для человечества производств, которые будут размещаться на территории нашей страны.

Любые перемены в мировой экономике — болезненны, а тем более такие масштабные, как новый энергетический уклад. Прошлые нефтяные кризисы — это лёгкая неприятность по сравнению с текущим перекраиванием всего энергетического сектора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.