Мой театр, моя труппа: почему худруки и директора театров возомнили себя их хозяевами и царями

Выписать себе миллионную зарплату, купить у самого себя свою же роль, отлить на государственные деньги медаль со своим профилем: так могут поступить только истинные хозяева театра. Но почему многие худруки и директора теряют границы приличия и ведут себя, как бояре или даже цари?

Олег Меньшиков

Дорогие читатели, власть и деньги могут испортить кого угодно (почти). Но самое печальное (для меня), когда это происходит в театрах, которые должны быть храмами искусства и домом истинного творчества. Более того, артисты, которые служат в театрах, как правило, делают это не ради денег, ведь в театре много не заработаешь. Они считают театр своим домом, буквально живут там и часто закрывают глаза на выходки руководства. Ну подумаешь — ворует директор, зато я занимаюсь творчеством и служу в театре. У артистов жуткая конкуренция, многие готовы работать в театрах и бесплатно, лишь бы выходить на сцену, поэтому что там ворочает худрук их может и не волновать. Правда, до поры до времени, пока начальник не превратится в истинного барина и начнёт относится к артистам, как к своим холопам.

Я лично наблюдал такое в театре, где я служил много лет. Директор настолько обнаглел, после кончины худрука, что начал неприкрыто нас обворовывать. Более того, он мог пригласить своих дружков на какое-либо мероприятие, а нас артистов заставить их развлекать. Он сел на пять лет за хищения и мошенничество, но это маленький театр на окраине столицы. Там и бюджеты поменьше, и наверняка, у него не было таких мощных друзей и покровителей наверху, какие есть у ведущих худруков и директоров. Иначе я не могу объяснить себе как они могут так нагло себя вести. Например, меня очень сильно впечатляет всё происходящее сейчас в театре Ленком.

Марк Варшавер и Марк Захаров

Я уже много писал про события в этом театре, повторяться не буду. (Статьи есть на канале). Грустно, что один из лучших российских театров, легендарный Ленком с некогда прекраснейшей труппой превращается в пошленькую антрепризку, в которой нет почти ничего от захаровского величия. Главный показатель успеха театра — это аншлаги и очереди в кассу. Но Ленком запускает сейчас акцию и делает 50 процентную скидку на спектакли, а значит дела у театра плохи, зритель не идёт. И при всех проблемах, директор театра Марк Варшавер (который, кстати, давно имеет замашки барина и называет себя «лучшим худруком для Ленкома», а сам театр «своим», как и труппу) хочет отметить юбилей театр странным образом.

Он отливает медали (на государственные, кстати, деньги, что видно по сайту госзакупок), на одной стороне которых будет театр, а на другой — барабанная дробь — его профиль. Не Захарова, не Горина, не Леонова, не Караченцова или Абдулова, а свой собственный. Варшавер неприкрыто считает себя хозяином театра, хотя он государственный, хвалит себя во всех интервью и, что самое жуткое, распоряжается бюджетом, как ему вздумается. Всё видно в госзакупках — он заключает договор на 20 миллионов на продажу билетов, которые не продаются. Покупает права на спектакль своего друга за 50 миллионов, сдаёт в аренду под рестораны, прачечные и спа центры здание, которое принадлежит городу и устраивает пышные приёмы. В общем, чем не барин?

Марк Варшавер

И такие ситуации во многих театрах. Олег Меньшиков выписал себе зарплату на чуть больше, чем 20 миллионов в год. Владимир Машков покупает сам у себя через госзакупки свою актёрскую игру в спектаклях «Ревизор» и «Матросская тишина» за 6 миллионов. Таких примеров много, к сожалению. При этом, качество самих спектаклей падает, искусство опошляется, а количество скандалов в театральном мире уже не сосчитать. Уходит старая гвардия худруков и директоров, а на их место приходят, в основном, артисты. Да, хорошие, но это не значит, что они хорошие руководители. Но неужели деньги главнее всего на свете? Главнее искусства и места в истории? Ведь каким бы прекрасным артистом ты не был, какие были заслуги в руководстве, а зритель может запомнить тебя, как того, кто развалил театр или наворовал.

Владимир Машков

Проблема с этими царьками в театрах, пожалуй, одна из главнейших в нашей культуре. Но как её решить? Скольких уже посадили, отстранили, уволили с позором, но всё равно приходят новые и начинают то же самое. Возможно, они так в себе уверены, в том, что им всё простят и позволят. Печально, что некоторым действительно позволено больше, чем другим. И как решить эту проблему — я пока не представляю, а вы?