Не по Станиславскому: почему советским актерам веришь, а игра российских вызывает стыд?

Классика cоветского кинематографа — то, что каждый второй россиянин готов пересматривать из года в год, хотя знает наизусть. Именно поэтому телеканалы по нескольку раз показывают «Иронию судьбы», «Иван Васильевич меняет профессию» и «Операцию «Ы». Признайтесь, пересматривая какие-то сцены или эпизоды из этих картин, вы тоже со вздохом произносите: «Умели же раньше люди снимать! Сейчас актеры так в кино не играют!». О разном уровне масштаба звезд кинематографа СССР по сравнению с российским и говорить не приходится. Но почему так происходит? Может, наша актерская школа вчистую проигрывает, выпускники институтов бездарны, а киноиндустрия сама себе вставляет палки в колеса? Давайте разбираться в причинах такого положения дела.

5. Театральное образование потеряло свой высокий статус и значимость

С каждым годом легендарных актеров прошлого становится все меньше, а те, кто есть, уже не хотят или не могут передавать свой опыт молодым. О базисе старой школы можно просто помолчать. Его нет. Про дополнительные курсы, самообразование и постоянную работу над собой и упоминать как-то грустно. Из-за этого уровень российского театрального образования значительно упал. К слову, у многих современных актеров его попросту нет, но они с удовольствием всегда и везде снимаются. Чтобы убедиться, что так было не всегда, ознакомьтесь с историями о Рязанове,беседами Роммаили мемуарами Станиславского.

4. Медийность важнее таланта

К сожалению, в большинстве фильмов и сериалов сейчас мелькают люди с деньгами и связями, которые пробились благодаря знакомствам, набитому кошельку и модельной внешности. В Советское время отбор был необычайно суровым, как и конкуренция за место в актерской труппе. Киношники особенно ценили тех, кто умел перевоплощаться на сцене и подходить к работе нестандартно. Кроме того, в XXI веке идет охота за рекламными контрактами, поэтому медийность играет ключевую роль.

3. Принцип «реже, но качественнее» никому не нужен

В СССР число фильмов, выходивших за год, было, как минимум, в два раза меньше, чем сейчас. И с появлением стриминговых платформ даже на самых раскрученных актеров всегда есть спрос, а уж про известных чего говорить — «одинаковость» некоторых как раз-таки исходит из-за обилия проектов. Да и зачем стараться, если работы навалом? Вот и получается, что за полгода ты можешь сыграть полицейского, мафиози и учителя. А ведь есть еще съемки в рекламе — откуда взяться простору для настоящего творчества? Ведь, в отличие от советского кинематографа, сейчас люди делом заняты — деньги зарабатывают.

2. Небрежная работа над образами

Если вы откроете любую книгу советского актера или актрисы, например Баталова и Мордюковой, которые вспоминают свою карьеру, то в очередной раз убедитесь, как долго и тщательно в то время люди прорабатывали свои образы. Артисты читали целую стопку книг по теме фильма, изучали историю конкретной эпохи или психологию личности. Поэтому подготовка к съемкам могла идти годами. И никто никого не торопил, потому что кинематограф не был бизнесом. Лишь для небольшого числа современных актеров важна фактура и работа над ролью в контексте сценария, а не просто его заучивание наизусть.

1. Контроль за созданием картин крайне слаб

У нас принято хаять любую цензуру и ее производные, но, как это не парадоксально, советский контроль над производством картин приносил ощутимую пользу. Да, кино всячески пытались порезать из-за спорных социальных или политических моментов, но при этом убирались еще и по-настоящему слабые сцены. Кроме того, чтобы пройти сквозь толпу чиновников и их замов режиссеры и актерский состав пытались так извернуться, что в итоге результат был гениальным не в последнюю очередь благодаря полутонам и намекам. Сейчас мы обычно узнаем очередные «приятные» новости от блогеров о том, насколько огромный бюджет выделило государство на ту или иную картину, и какой до ужаса низкокачественный продукт в итоге показали в кинотеатрах по всей стране. То есть полное несоответствие принципу «цена — качество».