Опубликовано Оставить комментарий

Не появляются в театре, но зарплату получают: Об артистах, которые получают деньги просто так и недовольны

Театр — это весьма специфическое рабочее место. Там нет нормированного графика, нет привычного многим трудового устава: в театре всё иначе. В какой-то момент актёр может остаться без ролей, но если у него бессрочный договор, то его трудно уволить. И часто получается так, что актёр даже не появляется в театре, но зарплату исправно получает. Более того, такие артисты могут быть проблемными и скандальными. И как быть?

Людмила Поргина и Николай Караченцов в театре «Ленком»

Дорогие читатели, не так давно прогремели массовые сокращения в театре им. Ермоловой. 19 артистов сократили, процесс сокращения длился до конца октября и приковал к себе очень много внимания. Олег Меньшиков стал часто упоминаться в СМИ и мелькать в скандальных новостях и, похоже, эта история ещё не скоро закончится. Сокращённые подали в суд и требуют восстановить их в театре и выплатить компенсацию. Да и различные расследования (не всё в них правда) сильно подпортили репутацию театра и его худрука. Не знаю чем закончится суд, посмотрим, но эта ситуация с сокращениями артистов вызвала много обсуждений и разделила актёрское сообщество на два лагеря.

Те артисты, которых сократил Меньшиков, годами сидели без ролей, ничего не репетировали и даже не появлялись в театре. Им регулярно платили аванс и зарплату, а с учётом того, что там были заслуженные артисты и мастера сцены, зарплата у них была (по театральным меркам) не самая худшая. Так вот, половина уверена, что поделом таким артистам, которые ничего не играют. Ведь они занимают бюджетное место и получают из этого бюджета ни за что. У них бессрочные договоры, и их устраивало работать где-то на стороне, сниматься, ходить по ток-шоу (как Елена Папанова) и знать, что два раза в месяц им упадёт на карту гарантированная сумма. А другие считают, что это Меньшиков виноват в том, что артисты не заняты. Худрук должен распределять труппу. Но он годами платил им зарплату и не вызывал на репетиции.

Олег Меньшиков

Я часто сталкивался с подобными ситуациями. Считаю, что худрук в праве выбирать с кем ему работать, а с кем нет. Когда у нас в театре менялось руководство, было всё тоже самое — пришёл режиссёр, посмотрел какие-то спектакли и выбрал тех, кто ему нравится, привёл своих артистов, а тех, кто ему не подошёл, он вызвал в кабинет и попросил написать заявление по собственному желанию. Не все согласились, тогда режиссёр предупредил, что ролей эти артисты не получат и, если они добровольно не уйдут, он будет вынужден что-то придумать. Осталось две актрисы, которые ни в какую не хотели уходить. И режиссёр долго с ними разговаривал, говорил что не хочет поступать некрасиво, но ему нужно расчистить места в труппе. Предлагал хорошие отступные, предлагал написать прекрасное рекомендательное письмо в другие театры, но не договорились. И ему пришлось вызывать их на каждую репетицию, на каждый спектакль и фиксировать дисциплинарные нарушения. Подловил их на опозданиях, сделал всё по закону: выговор, строгий выговор и уволил.

И представьте: одна из актрис судилась, восстановилась по суду и ходила на все репетиции дальше. Года два она ничего не играла и получала зарплату. Как мне говорят друзья, (я уже не служу в том театре) она до сих пор там числится, но уже лет 7 вообще не появляется. Это честно? Не знаю. Я бы так не смог, я бы точно искал место, где я нужен и где я могу заниматься творчеством. Поэтому и артистов, сокращённых Меньшиковым, я не могу до конца понять. Им ясно сказали, что ролей в этом театре у них не будет, зачем восстанавливаться? Чтобы и дальше просто получать оклад ни за что? Или они надеятся, они вернутся и Меньшиков тут же даст им роли и скажет: «Как же я был не прав!»? Вряд ли. Понимаю, что ситуация не справедливая, их не пускали на сцену, но, опять-таки, худрук точно имеет право пускать на свою площадку тех, кого хочет. Я писал в прошлых статьях, что честно было бы поговорить с артистами, не доводить до скандала, но, в принципе, начальник не обязан этого делать.

Людмила Поргина

А есть и такие артисты, как Людмила Поргина — вдова Николая Караченцова. Её случай уникальный в театральном мире и часто приводится в пример, как вопиющая несправедливость. Поргина числится в труппе театра «Ленком», получает неплохие деньги плюс надбавку за заслуженную и очень давно там не появляется. И знаете выражение «пилить сук, на котором сидишь»?. Так вот, меня искренне удивляет зачем она это делает. Поргина, особенно в последнее время, жутко негативно высказывается про свой театр, критикует директора Марка Варшавера, говорит, что он разваливает театр и громит наследие Марка Захарова. Да, в каком-то смысле так и есть. Я недавно писал статью о том, как живёт Ленком без своего мастера (оставлю ссылку в конце статьи). Но Варшавер очень по-доброму поступил с Поргиной, не выгнал её из труппы, не сократил, как некоторых других, а наоборот, всячески её поддерживал. Он говорит о ней следующее:

Ей выплачивают 55 тысяч рублей ежемесячно у нас в театре. Она не выходит на сцену «Ленкома». А до этого вообще получала сто тысяч. А я получаю теперь от нее хамство. Наверное, придется подавать в суд на нее. Ей платят хорошие деньги из бюджета, скажу я вам. Кроме того, Людмила Поргина получает еще 30 тысяч рублей как заслуженная артистка. Плюс пенсия у нее. Сто тысяч рублей в месяц точно выходит. Люди мечтают о таком материальном положении. Поучает людей жить. Как же это некрасиво

Очень странная история. Зачем ей кусать руку, которая кормит? И ведь, если Поргина действительно что-то хочет изменить в театре, это делается точно не хамством за спиной директора. А она, по её словам, даже недавние премьеры не видела и обо всём судит по рассказам коллег.

Елена Папанова

Дорогие читатели, театр — это место, где актёр поистине служит. Это не простая работа, где можно просидеть до вечера, играя в пасьянсы на компьютере. (Никого не хочу обидеть, но у меня есть парочка товарищей, которые именно так проводят рабочие будни) Если актёр не выходит на сцену, не репетирует, то он теряет свои навыки, деревенеет. А если он занимает свой досуг судами и разборками с руководством, это точно не то место, где есть для него творчество и служба искусству. Нужно чувствовать свою востребованность и не навязывать себя тем, кому ты не нужен. Ну а если актёра устраивает сидеть без ролей и получать оклад просто так, то это уже жульничество какое-то.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.