Опубликовано Оставить комментарий

«У МЕНЯ ЗАВЕЛИСЬ АНГЕЛЯТА…» ЭТУ ПЕСНЮ АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ ПОСВЯТИЛ СВОИМ ДОЧЕРЯМ

Мария и Анастасия Вертинские пришли на программу «Док ток», чтобы после показа многосерийного телефильма «Вертинский» рассказать об отце, каким он им запомнился.

Семья Вертинских. Источник: Яндекс. Картинки.

Фильм заканчивается на оптимистичной ноте. Папа сидит во дворе дома на скамейке. Кругом настоящая русская зима. Дочери лепят снежки. Он счастлив, он у себя, на Родине. Ее обрели и его дочери.

Марианна Вертинская, старшая дочь в семье. Источник: Яндекс.Картинки.

Вертинского не стало в 1957 году. Он умер от сердечного приступа во время гастролей в Ленинграде. Без мужа и отца остались еще молодая супруга, ей было чуть за тридцать, Лидия Циргвава и дочери, Мария и Анастасия. Их мамы не стало на 91 году жизни. Она, несмотря на красоту и предложения руки, замуж больше не вышла. Такая вот всепоглощающая любовь и преклонение восемнадцатилетней девочки перед 54-летним шансонье, выступающем в образе Пьеро.

В студии — две очаровательные женщины, утонченные, ухоженные. Как не напоминают они своим благородством, воспитанностью, шармом крикливых, глупых дочерей певиц и певцов, недавно явившим себя миру, чтобы «сдернуть» маски с ликов родителей. И как приятно видеть других персон, другую тональность передачи.

Творческое наследие отца тщательно сберегается. Старые записи восстанавливаются. Выпускаются книги с воспоминаниями.

Конечно, до определенного возраста они не понимали и не воспринимали отца, как большого, известного артиста. Для них он был просто любимым папой, за расположение которого они буквально дрались.

Ревность просто раздирала их, признаются красавицы сестры. Папа понимал их чувства и не обижался, видя надутые из-за ссор губки. Он дарил им куклы, привозил с гастролей туфельки, шубки. Игрушки и вещи были одинаковыми, «бесконфликтными», чтобы девчонки не сердились друг на друга. Порой из-за этой похожести в одежде их принимали за близнецов. А впрочем, разница в возрасте у них была небольшой, в год.

Анастасия давно ушла из мира театра и кино. Она увлекается кулинарией и помогает сыну в ресторанном бизнесе. Источник: Яндекс. Картинки.

Анастасия не делает тайны из того, что она сама инициировала съемки фильма об отце. Когда-то она написала письмо Константину Эрнсту, предложив ему этот проект. Очень удивилась, когда он позвонил и сказал, что его это заинтересовало.

Что думают о показанном на «Первом» сериале сами сестры? Совпал ли образ, удачно воплощенный актером Алексеем Филимоновым с тем, который знали и помнили дочери?

По признанию Анастасии, этого не произошло. Еще когда режиссер Авдотья Смирнова (супруга Анатолия Чубайса, прим. авт.), дала ей прочесть сценарий, она сказала, что это не ее отец, но этот парень ей нравится.

Он сумел донести до зрителей самые главные черты отца » бескорыстную любовь к бедным людям, страдания за доброту». К этим чертам, посмотрев фильм, я бы добавила: любовь к покинутой Родине, бескорыстие, неравнодушие к чужому горю, желание помочь попавшему в беду, отсутствие звездности, простоту и… любвеобильность.

Многие безоговорочно, и авторы сценария в том числе, просто уверенны в существовании романа у певца и актрисы немецкого происхождения Марлен Дитрих. Не могу не отметить, что воспитание и культура дочерей просто не позволили им развивать в передаче тему личной жизни отца:

-Они дружили… Мы не можем об этом знать, потому, что не жили в то время, свечу не держали.

Чем навеян его странный сценический образ Пьеро? Для Вертинского, как и этот персонаж, исполняющий короткие, грустные песенки, он служил своего рода защитой, наглухо «застегнутым френчем». Его чувства, внутренний мир оставались для публики загадкой.

О встрече Александра и Лидии в Шанхае написано много. И в сериале ей отведено немало места.

— А что слышали об этом Мария и Анастасия? — Интересовался ведущий Александр Гордон. — ведь наверняка семейные легенды сохранили свою историю.

Действительно, Лидия, как и многие экзальтированные поклонницы, боготворила певца, знала наизусть все его песни и слыла, как бы сейчас сказали, его фанаткой. Однажды в ресторане он оказался рядом с ее столиком. Лидия поражала всех своей необычайной, запоминающейся красотой (вспомните сыгранные ею роли Птицы-Феникс в «Садко» и Анидаг в «Королевстве кривых зеркал». Прим. авт.). Вертинский не смог пройти мимо:

— Я сел за столик и, видимо, навсегда, — говорил он, вспоминая первое знакомство.

По сути, она была для него третьим взрослым ребенком, его иконой. Мама не особо вникала в ведение дома, хозяйства. Этим занималась бабушка. Вертинский был очень счастлив и горд тем, что у него есть семья, дом, дача, своя земля.

С песней «Доченьки…» еще в детстве у сестер случилась история. Однажды они пришли на концерт отца. Сели в первом ряду. Публика их узнала и оживленно перешептывалась. Когда Вертинский дошел до слов о том, что когда он умрет и над ним будут петь все те же соловьи, у обоих случилась истерика. Их увезли домой и они, потрясенные, еще долго не разговаривали с ним за то, что в песне применительно к себе произнес это страшное слово «умру».

С прошениями о возвращении на Родину Вертинский не раз обращался к российским властям, начиная с тридцатых годов, когда еще жил в Польше. Уезжал из России не потому, что его не устраивали Советы и он не принимал новую власть. Он был молод, с мятущейся душой. Ему очень хотелось увидеть мир, других людей, путешествовать. Хотя, к слову, его песню «Кто послал их на смерть беспощадной рукой», большевики воспринимали неоднозначно. Он же всегда включал ее в свой репертуар. Он не знал, что покинув Родину в 1919 году, сможет вернуться только в 1943-ем, в самый разгар войны. По приезду Вертинский сразу же окунулся в самую гущу жизни страны военной поры.

С концертными бригадами ездил в места расположения наших войск, его тепло принимали. Сегодня некоторые считают, дескать, зачем он был нужен бойцам, смерти смотрящим в лицо со своим «лиловым негром»?

Думаю, что для людей, у которых «до смерти оставалось четыре шага», это был, пусть небольшой, отрыв от страшной и беспощадной действительности. Эти незамысловатые песенки пахли теплом родного дома, миром, были отдохновением от войны, в которую они сейчас, как в бездну, снова войдут…

Александр Вертинский не был звездой в широком понимании этого слова, За границей его слушателем была в основном, русско-язычная публика. -Он шел по следам русской эмиграции, — сказала Анастасия. — Он чувствовал и понимал своих слушателей, их ностальгию по России. «Ностальгия стала его музой» — еще одно верное наблюдение дочери.

Совпала ли Россия, в которую он вернулся, с его прежними представлениями о ней? Конечно, нет. Она в корне изменилась и приходилось познавать и узнавать ее заново. Порой приспосабливаться, ведь репрессии никто не отменял и в послевоенные годы. У него даже была сочиненная им песня о Сталине, которую отец всех народов любил слушать, но пускать ее в массы не разрешил, поскромничал.

Певец тяжело, горько переживал аресты, отстранение от работы друзей, верность которым он сохранил на всю жизнь. Пытался, но безуспешно, помочь. Он был как бы «разрешенным-запрещенным» исполнителем. И при этом постоянно гастролировал по стране, его тепло и радушно принимали зрители. По умолчанию почти не издавались сборники его стихов и не записывались пластинки.

Мне кажется, что для властей Вертинский был «лакированной открыткой», демонстрирующей миру лояльность к заблудшим овцам. Ему разрешили вернуться, выступать, но не более. Не думаю, что клеймо эмигранта широко открывало ему двери в дома советской артистической и литературной элиты. По крайней мере, настежь.

Отец, по признанию сестер, не хотел, чтобы дочери стали актрисами. По их мнению, это вышло случайно. Немного снимался сам Вертинский, мама, потом киношники обратили внимание на них. У обеих были очень удачные, запоминающиеся киноработы. Но уже многие годы, как сестры сошли с экранов, живут своей жизнью, не мелькая в тусовках и телевизионных шоу. Они помнят слова отца: » Меня любил народ, но не власть».

А может, другой любви для истинного творца и не надо?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.