Опубликовано Оставить комментарий

Жестокий советский триллер, снятый женщиной

Елена Цыплакова — знаменитая актриса, известная по фильмам «Гостья из будущего», «Мы из джаза» и многим другим. Но не все знают, что еще в советское время Цыплакова дебютировала в качестве режиссера и сняла впечатляющую картину, завоевавшую призы в Европе и СССР.

Источник: kinopoisk.ru

Цыплакова отправилась в кино прямо со школьной скамьи. Она впервые появилась на экране в 1974 году, в возрасте 16 лет исполнив главную роль в драме Динары Асановой «Не болит голова у дятла». В СССР фильм посмотрело несколько миллионов человек, а на Кубе картина стала настоящим хитом, и предложения от режиссеров начали сыпаться на Цыплакову, как из рога изобилия.

Карьера актрисы постепенно шла в гору, но в 1988 году Елена решила попробовать себя в качестве постановщицы, и сняла короткометражку «Гражданин убегающий». Карен Шахназаров остался под большим впечатлением от этой работы и пригласил Цыплакову в творческое объединение «Старт». Именно там в 1989 году и состоялся полнометражный режиссерский дебют Елены.

Сценарий предоставили Игорь Агеев и Сергей Белошников, будущие создатели «Гения» и «Бедной Саши». Дуэт авторов, наслушавшись рассказов казахстанского милиционера о событиях в маленьком городке, впечатлился настолько, что сюжет нового фильма не заставил себя долго ждать. А Цыплакова, увидев текст, даже не стала читать его до конца и сразу решила: надо снимать кино. На главные роли позвали Николая Стоцкого («Угрюм-река»), Александра Буреева («Кавказский пленник»), Виктора Поморцева («Смиренное кладбище») и других актеров.

Источник: kinopoisk.ru

Молодой человек Кеша Бобров по прозвищу Бобер влачит жалкое существование на улицах позднего СССР. Однажды он вызволяет из беды другого мужчину без определенного места жительства — Витька Зайцева, а тот, дабы отблагодарить за доброту, предлагает Кеше прибыльное предприятие. Где-то в степях Казахстана есть работенка по заготовке камыша в промышленных масштабах, и платят там 1500 рублей за три месяца. От такого грех отказываться, и Кеша в компании Витька и еще троих авантюристов отправляется в путь.

На месте выясняется, что в степи организован самый настоящий трудовой лагерь, в котором «асоциальные элементы» работают в буквальном смысле за еду, и платить им никто не собирается. Более того, руководство лагеря отбирает у всех документы и, угрожая автоматами, заставляет пахать от зари до зари. Здесь царит жесткая система наказаний, и за малейшую провинность работников ждет расплата. Кеша с товарищами быстро понимают, что оказались в безнадежной ситуации и попросту обречены. Но в какой-то момент чаша терпения переполняется, и друзья все-таки решаются на отчаянный поступок

Кадр из фильма «Камышовый рай». Источник: kinopoisk.ru

Художественный фильм «Камышовый рай» поднимает несколько сложных вопросов, но особняком тут стоит тема сохранения человеческого достоинства в самых экстремальных условиях. Главные герои, обманом оказавшиеся в бесправном рабстве, останавливаются перед выбором: терпеть унижения или же дать отпор тем, кто презрительно называет их «баранами». Некоторые сцены картины не понравятся особо впечатлительным зрителям, но порадуют тех, кто любит реалистичную бескомпромиссность. При этом «Камышовый рай» ни в коем случае не является так называемой «перестроечной чернухой». Здесь все гораздо сложнее и тоньше, с глубоким философским подтекстом.

Нельзя не сказать и об актерской игре. Тандем Николая Стоцкого и Александра Буреева смотрится впечатляюще, и за отношениями их персонажей действительно интересно наблюдать. Также отлично передает трансформацию своего героя и Виктор Поморцев, вызывающий неприязнь у публики. Стало быть, сработано четко! Еще большим плюсом можно считать натурные съемки, правда, не в Казахстане, а в Астрахани. Тамошние степи со стадами верблюдов придают фильму особый колорит. Кстати, съемки проходили в тяжелейших условиях изнуряющей 40-градусной жары в местах, кишащих ядовитыми змеями.

Кадр из фильма «Камышовый рай». Источник: kinopoisk.ru

Неоднозначная концовка «Камышового рая» и по сей день вызывает споры у любителей кино. Правильно ли поступили герои картины? Нужно ли было все делать именно так, или можно было по-другому? Елена Цыплакова подкинула нам пищу для размышлений, и за это можно сказать ей только спасибо. 30-летняя советская женщина сняла непростой триллер, и его оценили по достоинству даже за рубежом: в 1990-м году фильм удостоился приза за режиссуру на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. В наши дни о «Камышовом рае» помнят далеко не все, а зря, ведь подобные фильмы актуальны во все времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.